|
| Администратор
|
|
|
Отправлено: 12.01.07 15:58. Заголовок: Из религиозной жизни русских инородцев: магометанство и язычество у киргиз Букеевской орды.
Публикуется в инете впервые. Из религиозной жизни русских инородцев: магометанство и язычество у киргиз Букеевской орды (Астраханской губернии). Все вообще киргизы имеют понятие о Высочайшем Существе; Которое сотворило мир; но одни поклоняются ему по законам Корана; другие — смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства; третьи, наконец, думают, что кроме божества благого, пекущегося о счастии людей и называемого ими «Кудай» (Худай), есть злой дух "Шайтан" — источник людских несчастий; кроме того киргизы признают существование многих других духов, верят колдунам, ворожеям и в особенности, так называемым, баксам, которые играют у них роль посредников между смертными и духами. Всякая болезнь, по верованию киргизов, есть навождение не¬чистой силы. Заболел человек, значит, в него засел какой-нибудь злой дух «джин», которого можно изгнать только чтением молитвы из Корана. Поэтому суеверные, умственно еще младенствующие, киргизы охотнее прибегают к бак¬сам или муллам, чем к русской медицинской помощи, считая эту последнюю безсильною пред властью бакс над духами. Впрочем, такой взгляд на медицину существует только там, где действуют татары или слоняются около киргиз разные беглецы-таджики, сарты и особенно пришельцы из Хивы, выдающие себя за мулл, которые ради корысти денежной внушают киргизам такие нелепые мысли, что, например, ле¬читься у русских врачей и при родах женщины обращаться к вспомоществованию русской повивальной бабки есть смертный грех. Простаки киргизы слушают этих шарлатанов и верят им, не отдавая себе в том отчета. Татары и им подобные quasi — религиозные вожди киргизов — великое зло в орде, как для самих киргизов, так в осо¬бенности для нашего правительства: киргизов они развращают, а правительству мешают проводить в орду свои идеи. Сами же по себе киргизы, в большинстве равнодушные к исламу, напротив, очень сочувственно относятся ко всему русскому, и в этом смысле дальнейшее укрепление ислама в степи совсем не желательно, а между тем со стороны местной администрации делается все для превращения киргизов в магометан. — Основою правовых, нравственных и бытовых отношений истинного мусульманина служит Коран; он же краеугольный камень знания; в нем заключается, по мнению правоверных, мудрость всех веков и всех народов; вне Корана — все вздор и суемудрие; он же для правоверного — альфа и омега и в обыден¬ной его жизни.— Но не так смотрят на Коран киргизы; для них он не составляет предмета первой необходимости. Кир¬гизы по большей части или равнодушны к Корану, или совсем не знают его. Одно из главнейших правил Корана соблю¬дается киргизами — многоженство. Постов же, омовений — весьма благоразумного постановления Магомета — киргизы не соблюдают; молиться по пяти раз в день, как это предписывается законом Магомета, они находят для себя обременительным, а пожалуй, и лишним; мечетей и избранных из среды своей мулл весьма мало имеют. Иногда молитвы читаются стариками в присутствии многих стоящих около них на коленах кир¬гизов; но по большей части всякий молится, когда и где хо¬чет. Многие и совсем никаких обрядов религии не исполняют. Число усердных мусульман так редко в этом народе, что исламизм мог бы в нем совсем угаснуть, если бы не поддерживали его разные духовные, часто приезжающие из Хивы и Бухары, и муллы, определяемые нашим правительством. В спорных делах киргизы вовсе почти не прибегают к указаниям мудрого Корана. В настоящее время они только по делам о наследстве обращаются за разбирательством к мул¬лам своим, — по шариату, — остальные споры и тяжбы все разбираются и решаются назначенными нашим правительством должностными лицами — по народным обычаям и русским гражданским законам; от этого и муллы теперь далеко не поль¬зуются тем почетом и весом в управлении, какими пользо¬вались при хане Джангоре. Такое равнодушное отношение киргизов к закону Магомета дает нам возможность заключить, что ислам не проник еще в орду, так сказать, до мозга костей, и что киргизская орда с этой стороны может быть самою благодарною почвою для трудов русских миссионеров. (Сообщено о. диаконом Солнцевым в «Астраханских епархиальных ведомостях". № 8). Духовный журнал «Странник», 1890. Т. 2. Санкт-Петербург. Подготовил к печати А. Рожинцев.
|