ФОРУМ АЛЕКСАНДРА РОЖИНЦЕВА





Форум Александра Рожинцева
АвторСообщение
Администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.07 15:58. Заголовок: Из религиозной жизни русских инородцев: магометанство и язычество у киргиз Букеевской орды.


Публикуется в инете впервые.

Из религиозной жизни русских инородцев: магометанство и язычество у киргиз Букеевской орды (Астраханской губернии).

Все вообще киргизы имеют понятие о Высочайшем Существе; Которое сотворило мир; но одни поклоняются ему по законам Корана; другие — смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства; третьи, наконец, думают, что кроме божества благого, пекущегося о счастии людей и называемого ими «Кудай» (Худай), есть злой дух "Шайтан" — источник людских несчастий; кроме того киргизы признают существование многих других духов, верят колдунам, ворожеям и в особенности, так называемым, баксам, которые играют у них роль посредников между смертными и духами. Всякая болезнь, по верованию киргизов, есть навождение не¬чистой силы. Заболел человек, значит, в него засел какой-нибудь злой дух «джин», которого можно изгнать только чтением молитвы из Корана. Поэтому суеверные, умственно еще младенствующие, киргизы охотнее прибегают к бак¬сам или муллам, чем к русской медицинской помощи, считая эту последнюю безсильною пред властью бакс над духами. Впрочем, такой взгляд на медицину существует только там, где действуют татары или слоняются около киргиз разные беглецы-таджики, сарты и особенно пришельцы из Хивы, выдающие себя за мулл, которые ради корысти денежной внушают киргизам такие нелепые мысли, что, например, ле¬читься у русских врачей и при родах женщины обращаться к вспомоществованию русской повивальной бабки есть смертный грех. Простаки киргизы слушают этих шарлатанов и верят им, не отдавая себе в том отчета.
Татары и им подобные quasi — религиозные вожди киргизов — великое зло в орде, как для самих киргизов, так в осо¬бенности для нашего правительства: киргизов они развращают, а правительству мешают проводить в орду свои идеи. Сами же по себе киргизы, в большинстве равнодушные к исламу, напротив, очень сочувственно относятся ко всему русскому, и в этом смысле дальнейшее укрепление ислама в степи совсем не желательно, а между тем со стороны местной администрации делается все для превращения киргизов в магометан. — Основою правовых, нравственных и бытовых отношений истинного мусульманина служит Коран; он же краеугольный камень знания; в нем заключается, по мнению правоверных, мудрость всех веков и всех народов; вне Корана — все вздор и суемудрие; он же для правоверного — альфа и омега и в обыден¬ной его жизни.— Но не так смотрят на Коран киргизы; для них он не составляет предмета первой необходимости. Кир¬гизы по большей части или равнодушны к Корану, или совсем не знают его. Одно из главнейших правил Корана соблю¬дается киргизами — многоженство. Постов же, омовений — весьма благоразумного постановления Магомета — киргизы не соблюдают; молиться по пяти раз в день, как это предписывается законом Магомета, они находят для себя обременительным, а пожалуй, и лишним; мечетей и избранных из среды своей мулл весьма мало имеют. Иногда молитвы читаются стариками в присутствии многих стоящих около них на коленах кир¬гизов; но по большей части всякий молится, когда и где хо¬чет. Многие и совсем никаких обрядов религии не исполняют. Число усердных мусульман так редко в этом народе, что исламизм мог бы в нем совсем угаснуть, если бы не поддерживали его разные духовные, часто приезжающие из Хивы и Бухары, и муллы, определяемые нашим правительством.
В спорных делах киргизы вовсе почти не прибегают к указаниям мудрого Корана. В настоящее время они только по делам о наследстве обращаются за разбирательством к мул¬лам своим, — по шариату, — остальные споры и тяжбы все разбираются и решаются назначенными нашим правительством должностными лицами — по народным обычаям и русским гражданским законам; от этого и муллы теперь далеко не поль¬зуются тем почетом и весом в управлении, какими пользо¬вались при хане Джангоре.
Такое равнодушное отношение киргизов к закону Магомета дает нам возможность заключить, что ислам не проник еще в орду, так сказать, до мозга костей, и что киргизская орда с этой стороны может быть самою благодарною почвою для трудов русских миссионеров. (Сообщено о. диаконом Солнцевым в «Астраханских епархиальных ведомостях". № 8).

Духовный журнал «Странник», 1890. Т. 2. Санкт-Петербург.

Подготовил к печати А. Рожинцев.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет





Нижегородское отделение Р.И.О. Барнаульское отделение Русского Имперского Ополчения Центральный сайт Русского Имперского Ополчения Петербургское отделение Р.И.О.

Бразильское отделение Р.И.О.

Основной ФОРУМ Р.И.О.


Rambler's Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU