Автор | Сообщение |
|
| Администратор
|
|
|
Отправлено: 18.07.05 15:09. Заголовок: Святой преподобный Максим Исповедник: «Я думаю… о том, чтобы мне не отступить от правой веры…»
«Я думаю… о том, чтобы мне не отступить от правой веры…» Святой преподобный Максим Исповедник «И мир будет двигаться и страдать, пока не достигнет своего конца, который есть и его начало». Св. Максим Исповедник Святой Максим Исповедник (ок. 580–662/663), выдающийся византийский мыслитель и богослов, один из непревзойденных богословов, христианских мистиков - защитников Символа Веры и догматов Святой Церкви от ересей монофизитства, монофелитства и произвола светской власти. Блистательный автор многих богословских трудов и философско-религиозных идей. Родился в старинной, знатной и благочестивой константинопольской семье, получил прекрасное образование и с особой любовью изучал философию. Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его логическая культура, большая начитанность и не только в церковной, но и в светской литературе. По природе слабый и склонный к созерцательности и Богопознанию, он, не смотря на видимую немощь, отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием. В молодые годы он начал служебную карьеру, достигнув уважения и доверия при дворе. Византийский Император Ираклий (610-641) назначил его своим “первым секретарем” – главой канцелярии. Но, более одушевляемый не мирскими заботами, а рассуждениями о Божественной природе, преподобный уклонился от столь желанной для многих его современников государственной службы. Он принял монашество (в 613-614) и удалился на другой берег Босфора в Хрисопольскую обитель близ Халкидона, в место «где процветало тогда любомудрие», где принял он постриг. Его смиренный подвиг стяжал ему уважение братии, и против воли он был избран игуменом монастыря. По смирению он не принял священнического сана и оставался до конца дней только монахом. С 30-х годов VII века жизнь преподобного уже не связана с пребыванием в обители. С тех пор его жизнь неразрывно будет связана с догматической борьбой против монофелитов, исповедавших одну Божественную природу в Господе нашем Иисусе Христе. Из Константинополя, охваченного ересью, Максим направляется на Запад. Но путь его будет труден и долог. Некоторое время он провел на Крите, где спорил с севирианами. В конце 30-х годов он жил в Александрии и только в начале 40-х годов он уже в латинской Африке, куда в это время перекидывается ересь монофелитов. В 643 году по просьбе Святого Софрония (память 11 (24) марта), будущего Иерусалимского Патриарха, преподобный Максим отправляется в Африку в город Александрию, вместе с наместником Императора Григорием. Последний чтил его труды, и стремился использовать Православие в своей личной борьбе с императором, но, позднее, потерпел поражение и погиб. Однако дружба его со Святым Максимом использовалась врагами для воздвижения клеветы на Святителя и последующего обвинения его в государственной измене. После гибели наместника в Египте Григория Святой Максим был вынужден укрыться в Риме. Здесь преподобный Максим организует православное противодействие. По свидетельству жития Святого «все жители не только Африки, но и близ лежащих островов, почитали Максима, как своего наставника и вождя». Так, в числе других богословов преподобный Максим Исповедник обращался к христианам с беседами о вреде монофизитства и других ересей. Святой Максим Исповедник много путешествовал по стране, вступал в отношения с епископами, вел обширную переписку. Но главным событием этого африканского периода жизни преподобного был его диспут с низложенным монофелитским Константинопольским патриархом Пирром в июне 645 года. В 645 году в Карфагене на публичном диспуте с бежавшим из Константинополя в Африку монофизитским патриархом Пирром преподобный проявил такую силу веры, и весь блеск своей диалектики, что Пирр сдался. Сохранилась подробная запись этого спора, сделанная, вероятно, присутствовавшими нотариями. Вместе с Максимом Пирр отправился в Рим и здесь публично отрекся от ереси, после чего был признан в чине и принят в общение. Однако ненадолго. В 649-м году, снова по совету преподобного, вновь избранный папа Мартин Первый (649-655) созвал по настоянию преподобного большой Латеранский Собор (649) в Риме. Кроме 150 западных Епископов на нем присутствовало 37 греческих авв, прибывших тогда в Рим. На Соборе было вынесено ясное и решительное догматическое постановление о неслитном двойстве естественных волений и действий во Христе. Это был резкий ответ на требование подписать присланный из Константинополя «Типос веры». «Типос» был на Соборе отвергнут как и прежний Екфезис императора Ираклия (638) проводит осуждение ереси монофелитства и утверждающих его императорских указов. Более того, монофелитские патриархи Кир, Сергий, Пирр и Павел были отлучены и преданы анафеме. Акты собора вместе с сопроводительными папским посланием были разосланы всюду, «ко всем верным». Защитников Православия, как ослушников царск
| |
|
Ответов - 6
[только новые]
|
|
|
| Администратор
|
|
|
Отправлено: 18.07.05 15:10. Заголовок: Re:
В 653-м году военной силой был схвачен папа Мартин, отвезен в Константинополь, и после торопливого суда сослан. Одновременно взяли под стражу и Максим Исповедник. В Константинополе преподобного судили как государственного преступника, возмутителя спокойствия: мира церковного и гражданского. Суд над Максимом Исповедником был убийственным и неистовым. В житии о нем имеется подробный и яркий рассказ, со слов одного из учеников преподобного – Анастасия Апокрисария, взятого вместе с ним. Политические обвинения не были только предлогом, ибо в Святом Максиме светских защитников ереси всего больше раздражала его духовная независимость и твердое отрицание прав царя в вопросах веры, отрицание церковного авторитета царской власти. Раздражало и то, что в спокойном сознании своей правоты он противоборствовал целому сонму соглашателей иерархического чина. Это казалось самомнением, точно волю свою он ставил выше всего, ибо говорил: «я думаю не об единении и разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры…» Не дело царей, но дело священников изследовать и определять спасительные догматы Кафолической Церкви»… Царь христиан не священник, не предстоит Алтарю, не совершает Таинств, не носит знаков священства… С преподобным долго и настойчиво спорили; и когда он все таки оказался непреклонным, ему был вынесен приговор о ссылке, в крепость Бизию (во Фракии). В заточении его продолжали убеждать и перевозили с одного места заключения в другое. В 656 году в отношении Святого снова прибегли к допросам, угрозам, избиениям, безуспешно пытались натравить на него толпу, и, наконец, сослали на окраину империи в Перверис. В 662 году преподобного Максима привезли в Константинополь на суд. Здесь его подвергли кровавым истязаниям, вместе с его учениками. От преподобного любыми способами: посулами и угрозами добивались отречения от постановлений Латеранского Собора. Его обвиняли и в ереси Оригена, и в государственной измене (припомнили дружбу с Григорием), и в отрицании священного чина императора (Святой Максим отрицал за императором право вмешиваться в догматические решения Церкви). Префект получил приказ императора подвергнуть непокорных пытке; урезать до корня непокорный язык и отсечь правую руку. В таком виде Святого Максима Исповедника протащили по всем 12 частям города и затем сослали в землю Лазов (Кахетия) на восточном берегу Черного моря. Здесь изуродованный пытками богослов в крепости Схимарис томился в темнице три года и скончался 13 (26) августа 662 или 663 года. Предание гласит, что перед смертью Святитель и его ученики, не смотря на усеченный язык, заговорили. Позднее VI Вселенский Собор (680-682) утвердил правоту преподобного Максима Исповедника о единстве в Боге Иисусе Христе двух природ Божией и человеческой, и навсегда осудил ереси монофелитства и монофизитства. Страдания и подвиг непреклонного защитника веры произвели сильное впечатление на современников. На месте кончины преподобного, на Кавказе, о нем сохранилась живая и благоговейная память, ныне возрождающаяся вновь. С Торжеством Православия на VI Вселенском соборе был высоко оценен и подвиг преподобного Максима. Его высоко чтили в Византии, как великого учителя и проповедника о Христе, «сожигающего своим огненосным словом наглоязычие еретиков». Его почитали и как писателя, особенно как мистика* и аскета. Его книги были любимым чтением и мирян, и монахов. Святые Отцы Церкви употребляли термин “мистический”* в приложении к познанию и созерцанию Бога. Однако, значение этого слова в трудах богословов несколько иное, чем принято понимать его сейчас, и обозначает “таинственный”, выражая само содержание созерцания, каковым являются именно тайны. Созерцание здесь следует понимать как особое индивидуальное переживание верующего, по мере общения его с Богом - богоощущение. Наиболее яркими представителями мистического общения с Богом были Святые Апостолы Павел и Иоанн Богослов. В первые столетия христианства Церковь не отвергала гносис, но укрощала его стремление войти в нее, через ереси отдельных богословов. В той или иной степени под влиянием мистических настроений оказались яркие представители Восточной Церкви; Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Макарий Великий, Дионисий Ареопагит, Исаак Сирин и Максим Исповедник. Сочинения Максима Исповедника сохранились в многочисленных списках, но далеко не все они изданы и теперь. Его влияние чувствуется во всех областях позднейшей византийской письменности. Он был ярким выразителем преданий и стремлений византийской старины и катафатического* богословия. *Катафатическое богословие - богословская система во Восточной Церкви, допускающая возможность познания Бога по плодам его творения и результатам вмешательства в дела сотворенного Им мира. Принципы системы были заложены Свв. Иоанном Дамаскином и Григорием Нисским.
| |
|
|
| Администратор
|
|
|
Отправлено: 18.07.05 15:11. Заголовок: Re:
Бурная и страдальческая жизнь не помешала преподобному стать автором многих богословских трудов. «Даже и на малое время не переставал он составлять сочинения», писано о нем в житии. Ведь он был не только богословом, но и мистиком, учителем созерцательного подвига и любви. И его богословие питается, прежде всего, из глубин духовного опыта. Он не строил богословской системы, но всего больше он любил писать главы в виде наставлений. Большинство его творений именно отрывки, главы, заметки. Он любил писать отрывочно. Лишь вынужденно и в спорах он рассуждает. Чаще всего он объясняет. Предпочитает уходить вглубь, обнажать глубины каждой темы, - а не в ширь. Преподобный Максим был больше чем эрудитом, но и не был только хранителем отеческих преданий. Он жил в них и они творчески оживали. Всего сильнее в его творениях чувствуется влияние Святых Отцов Церкви* и прежде всего Вселенского учителя Григория Богослова. *Отцы Церкви - так первоначально называли епископов христианских общин. Нос конца IV века н. э., в сочинениях Василия Великого и Григория Богослова так стали называть тех церковных авторов прошлого, которые имели особый вес в богословии; ортодоксальность их учения, святость жизни, заслуги перед христианской Церковью и древность. В начале 18 века время деятельности Отцов Церкви на Западе было ограничено Исидором Севильским (ум. 636), а на Востоке - Иоанном Дамаскином (ум. ок. 749). Те церковные авторы, учение которых не признается Церковью полностью ортодоксальным (Ориген, Тертуллиан и др.), именуются в католицизме церковными писателями. Однако в нецерковной практике они тоже именуются Отцами Церкви. В аскетике и мистике Святой Максим опирался на Евагрия*… Евагрий (406) – ученый диакон из Понта, ученик Святого Вселенского учителя Церкви Григория Богослова, подвижник Нитрийский, много писал о монашеской жизни. … и примыкал к Ареопагитикам. Он всю жизнь продолжал идти путем древних Александрийцев*. В богословии древней христианской Церкви допускался метод толкования Священного Писания в различении Александрийской* и Антиохийской школ. Факт этот мало известен современным христианам, а потому остановлюсь на нем подробней. Александрийцы* пользовались имеющим глубокую традицию (Филон Александрийский (28/21 до Р. Х.–41/49 после Р. Х.) методом аллегорического последовательного истолкования текста доступного лишь посвященным. Встречая в Библии описания обыденных сторон человеческой жизни, александрийские толкователи искали за ним другой, более сокровенный и глубокий смысл, жертвуя иногда общей связью целого с частью текста. Антиохийская школа (Лукиан Самосатский (120–ок. 190) наоборот отрицательно относилась к аллегоризму, полагая, что он может привести к отрицанию буквы Писания. Вместо аллегоризма антиохийцы начинали познание Библии с буквального осмысления текста, который соответствовал историческому положению вещей, и лишь потом они переходили к возвышенному осмыслению Писания. При таком строгом подходе антиохийцы во многих местах Ветхого Завета не видели доказательств для подтверждения новозаветных истин. Поэтому не случайно, что Александрийскую церковную цензуру (экзегетику) называли искусством, а в нтиохи ей придали характер науки. В итоге ни те, ни другие не были правы; Александрийской школе могла угрожать опасность сочинить свою Библию, а Антиохийской, остановившись на букве закона – забыть, что за историей должна следовать теория. Кроме того между школами существовали и другие различия. Так, Александрийцы при обсуждении богословских вопросов использовали язык философии Платона. В нтиохи же тяготели к Аристотелю, что послужило причиной многих догматических споров в 4-5 веках н. э. Однако, как мудро заметил русский философ Л. П. Карсавин: “Истина Церкви раскрывается в борениях и спорах, насыщая и освобождая всякого, кто по-христиански ее ищет, пребывая выше его индивидуальных заблуждений, преодолеваемых Церковью в сознании соборности и Христовой любви” (“Святые отцы и учители Церкви”., 1926.). Читать труды преподобного нелегко. Но, как говорил Фотий, Патриарх Константинопольский (память 6 (19) февраля), «повсюду светится его благочестие и чистая, искренняя любовь ко Христу». В ряду творений Максима прежде всего нужно назвать его экзегетические* очерки – размышления по поводу отдельных «трудных мест». *Экзегетика - раздел богословия, занимающийся трактовкой и истолкованием библейских текстов, смыслов аллегорических текстов в Библии.
| |
|
|
| Администратор
|
|
|
Отправлено: 18.07.05 15:12. Заголовок: Re:
Екзегетика изучает особенность библейской космологии, антропологии; событий и чудес необъяснимых научным представлением людей. В переводе с греческого слово это означает – разъясняющий. Во всех Церквях, всех конфессий есть богословы, какие изучают участие в написании «священных» книг не только Бога, но и людей, какие включили в тексты, в том числе и Библии полуфантастические сюжеты любого характера. По христианской традиции существовало мнение, что чем ближе экзегет стоит ко времени откровения, тем больше у него возможности проникнуть в тайну Священного Писания, и, наоборот, чем дальше он стоит этого времени, тем больше вероятности его ошибки. Отсюда – традиция толкования не только Библии, но и произведений Отцов Церкви. На мнение богословов изучающих экзегезу оказывают влияние традиции и каноны Церкви. В Православной экзегетике преобладает правило сочетания буквального понимания библейских текстов с его аллегорической и символической интерпретацией, а также признание участия в создании священных книг не только Бога, но и людей, включивших в ряд библейских текстов полу-фантастические сюжеты бытового, любовного и нравоучительного характера. Все разночтения, ошибки, неточности в Библии считаются делом ее составителей и редакторов, само же содержание – божественный акт, не подлежащий какому-либо пересмотру. Православные экзегеты полностью исключают получившее распространение в протестантизме использование символического языка логического позитивизма для интерпретации библейских рассказов. Таковы «Вопросоответы» к Фалассию, еще особые Вопросоответы, послание к Феопемпту схоластику, объяснения 59 псалма, краткое изложение молитвы Господней и др. Преподобный Максим в объяснении текстов всегда пользуется иносказанием и «возвышением». К Писанию Максим Исповедник подходит как истинный александриец. Такими представляются читателю схолии к Ареопагитикам и особый трактат о трудных местах у Священномученика Дионисия Ареопагита и у Святого Григория Богослова. Много оставлено трудов Святым по вопросам духовной жизни, - «Слово подвижническое», ряд сборников афоризмов или «глав» разного содержания: «четыре сотницы глав о любви», «243 иных главы», двести «глав богословских и домостроительных» и проч. Эти сборники до сих пор не вполне изучены богословами и почти не изданы для широкого круга читателей. Сюда же можно отнести обширеный сборник «Общих мест» - выборки из Писания, из Отцов. Особенно нужно отметить труд Святого «Тайноводство» - мистико-аллегорическое объяснение таинственного смысла священнодействий, в духе Ареопагитик. Эта книга имела исключительное влияние в позднейшей литургической письменности в Византии. Здесь мы также узнаем метод Святого Максима символического тайнозрения, что и в толковании Святого Писания. Совершенно другой характер имеют догматическо-полемические сочинения Святого Максима Исповедника. В одних он спорит с монофизитами вообще и раскрывает учение о двух природах: письмо к «знаменитому» Петру, к Александрийскому диакону Косьме, одно из писем к Иоанну Кубикуларию, письма к Юлиану, схоластику Александрийскому, к отшельницам, отпавшим от веры. В других – развивает учение о двух волях и действиях. Это знаменитый «Диспут с Пирром», ряд догматических посланий: «О двух волях Христа, Бога нашего», другое послание к Стефану, ряд писем к кипрскому пресвитеру Марину и к других лицам послания. В этих письмах Максим Исповедник начинает с анализа монофелитских определений и доводов и в противовес им раскрывает систему правых христологических понятий, и все это в соотношениях и связи. При этом он подробно останавливается на объяснении трудных и спорных текстов Священного Писания и отеческих свидетельств. Отеческий материал собран и объяснен с большой полнотой, что подтверждает начитанность и славную образованность преподобного. Во всех своих произведениях Святой Максим стремился только раскрыть и утвердить предание веры. Более всего говорит он о Воплощении. В его внутреннем опыте этот догмат был всегда основным. О Троическом догмате Святой пишет в объяснениях к Григорию Богослову, в диалогах о Святой Троице, в одном из писем к Марину (об Исхождении Святого Духа). Нельзя забыть и письма в Архиепископу Иосифу о безтелесности души и к пресвитеру Иоанну о загробной жизни. В произведениях преподобного видится цельность, и хотя писал он всегда по частным случаям, слова его всегда не случайны. Они, как писал протоиерей Григорий Флоровский, «выкованы в долгом и молчаливом раздумье, в мистическом молчании вдохновенного опыта». Православная Церковь чтит память Святого преподобного Максима Исповедника дважды в году: 21 января (3 февраля) и 13 (26) августа. Величайший богословов древности Святой преподобный Максим Исповедник сравнивал ведение (гносис*) с душою человека, а деятельность – с телом.
| |
|
|
| Администратор
|
|
|
Отправлено: 18.07.05 15:13. Заголовок: Re:
*Гносис не деятельный, не имея точки опоры и надлежащей духовной устойчивости, ничем не отличается от мечтаний и фантазий. Также и деятельность верующего человека. Не одушевленная гносисом, не имеет ни настоящего вида, ни достоинства, ни полезности. Поэтому человек, соединивший с деятельностью гносис, оказывается действительно духовно сильным, ибо благочестивыми делами он иссушает вожделение и укрощает раздражение, а гносисом, наоборот, окрыляет ум и переселяет его к Богу. Христианский гносис о котором писал Святитель Максим Исповедник в первую очередь наполнен Божественною любовью, ибо она составляет основу и суть Богообщения, являясь главным и первенствующим содержанием Богопознания. Все отношение Бога к людям и Его откровение им в основе имеют любовь. Люди прежде всего переживают в себе и познают любовь Бога. Господь возлюбил детей и излил на них всю беспредельную полноту этой любви. Именно она, любовь Божья, становится внутренним достоянием, живою силою человека, определяя, проникая и образуя всю его жизнь. По учению Священного Писания полнота и изобилие любви Божией изливается на людей в виде живой и полномощной Божественной силы, которая и есть благодать. Так и Богопознание (христианский гносис) находится в прямой, ближайшей и необходимой зависимости от любви. Только познавая Бога как любовь, человек получает истинное познание содержания всей Его жизни и других Его свойств и отношений. Любовь христианина есть отражение любви Божией, именно благодаря этому свойству любви, человек становиться подобным Богу, как рожденный подобен родившему его. Поэтому любовь христианина есть действительное участие его в Божественной жизни. Она является единственным, ничем не заменимым органом Богопознания, ибо Бог познается именно в силу любви, посредством любви. Любовь является поэтому основным источником и необходимым началом Богопознания. В любви и посредством любви христианин познает и созерцает в себе Первообраз и Первоисточник Его любви, - истинной любви вообще. Основанный на любви к Богу христианский гносис вполне гармонирует и с общим Святоотеческим учением о том, что Бог сообщает человеку только некоторые существенные свойства и действия Его жизни. Сама же сущность Бога и внутренняя сторона Его природы, человеку недоступны. Источником этого учения является утверждение о том, что сущность вообще какого-либо объекта человеку недоступна. Святой Максим Исповедник один из первых христианских мыслителей и богословов, кто встал на защиту учения Священномученика Дионисия Ареопагита (память (3) 16 октября) о Девяти чинах Ангельских. В этом его великая роль пред историей признания и утверждения Восточной Церковью трудов учений Святого Дионисия. Спустя сто с лишним лет со дня появления на свет “Ареопагитик”*, преподобный Максим не только истолковал, и ввел их в христианское богословие, но и окружил высоким авторитетом. Труды Святого Дионисия Ареопагита, объединенные в “Ареопагический корпус”, состоят из четырех трактатов и 10 посланий. Эти удивительные творения способствовали исключительному религиозному подъему, а необычайная острота и глубина языка, его выразительность рано заставили принять и признать труды Святого Дионисия (первый славянский перевод «Ареопагитики» был сделан в 1371 году). Главный смысл появления на свет “Ареопагического корпуса”, по мнению Святого Максима Исповедника, - объяснить систему творения Богом мира из ничего. Святой преподобный Максим Исповедник был истинным и величайшим комментатором-аллегористом многих богословских трудов того времени (VII век). Так, в полемических трудах против ереси монофелитов он развил целую систему, по основным мыслям близкую к “Ареопагите” и системе взглядов Святителя Григория Нисского. Святой Максим Исповедник – первый истолкователь труда Дионисия Ареопагита и его Ареопагиты, где впервые была произведена попытка высказать положительные определения Божества (катафатическое богословие), или “имена» Бога, который как источник и начало всего «всеименен», к примеру, писал, что Дух Святой как истинное Божественное духовное бытие совершенен, прост, и неделим, хотя и безконечно многообразен в Своих действиях. Преподобный обосновал историю христианского мира, суть грехопадения человека, его разделение и конечное воссоединение с Создателем. Этика учения Святого Максима Исповедника оказала огромное влияние на средневековую мистику, особенно в учении о претворении энергии злых эмоций в благие. Он был тонким психологом, наблюдавшим за миром как истинный аскет и подвижник, созерцатель и воитель Божественных откровений, наблюдавший за миром и людьми.
| |
|
|
| Администратор
|
|
|
Отправлено: 18.07.05 15:13. Заголовок: Re:
Он предрек человечеству тот путь, по которому прошел Сам Богочеловек и по которому мы сейчас идем, претерпевая лишения, соблазны, страдая и очищаясь от греха. Многие истины, открытые Святому Духом Истины были одобрены и взяты на вооружение VI Вселенским Собором, который прошел уже после смерти преподобного в 680-681 гг. в Константинополе. Но благодаря духовному подвигу Максима Исповедника и многих других страдальцев за веру – ереси монофизитства был вынесен окончательный приговор. Словом Святого Максима, произнесенным более 13 веков назад я и хочу завершить повествование о его жизни: «В телесном, тленном (тварном) мире происходит, по замыслу Божиему, необходимое движение, какое можно именовать «природной силой». Она стремиться к своему концу. И мир будет двигаться и страдать, пока не достигнет своего конца, который есть и его начало. Причина этого движения человечества к смерти и воскрешению – свободное отпадение нас от Бога, в нарушении заповеди Адамом, утрата нами Богоподобия, забвение о своем происхождении. В результате мы сосредоточились на себе, погрязли в себялюбии, что стало источником нашего наслаждения. Оно разрушило первозданную гармонию и привело к разложению, страданию и смерти. Так определился первый период нашего бытия – путь через наслаждение к смерти. Творение мира в итоге приняло форму разделения единой, т. е. гармоничной природы. Все сотворенное Творцом распадается на пять подразделений, основополагающих, но омраченных грехом. Первое – всецелость сотворенной природы. Второе – рожденная природа разделилась на умопостигаемое и чувственное. Третье – чувственная природа разделилась на небо и землю. Четвертое – земля разделилась на рай и круг земной. Пятое – центр земли – человек, как олицетворение всего сотворенного распался на мужа и жену и разделился во множестве различий (расы, национальности, религии). В этом и есть греховная разделенность всего мира. Но только Богочеловек мог воссоединить разделенное – Иисус Христос. Он явил Собою образ человека чистого, не касаемого отметами порочности. Он объединил в себе Рай и круг земной, небо и землю, чувственное и умопостигаемое. Христос все соединил с Богом, поэтому именно в Нем наше спасение». По словам Святого преподобного Максима Исповедника с Воскресением Господа и до дня Страшного Суда человечество, объединяющее весь мир, с течением времени достигнет своего предела. Когда все люди родятся, но не все еще умрут, оставшиеся в живых изменятся, а мертвые воскреснут, и те, и другие, чтобы предстать пред Богом в соединении, для возвращения нам Творцом первоначальной благодати. Воскресшие тела будут индивидуальными, без уродств и изъянов. Очевидно, воскреснет общий но совершенный вид, но индивидуальность каждого будет определяться его личным нравственным свойством, душевною чистотой и праведностью, о чем нам писали Апостолы и говорил Сам Иисус. Зло же в виде духов, демонов и насаждаемых ими страстей, конечно, препятствует этому, порабощая тела и души, ныне живущих пороками и соблазнами. Но замысел Божий исполнится. Внезапно. Александр Рожинцев 6 мая 2005 г. г. Москва По книгам: протоиерей Георгий Флоровский "Восточные Отцы IV-VIII веков" (1931) и Л.П.Карсавин “Святые отцы и учители Церкви” (1926).
| |
|
|
| Администратор
|
|
|
Отправлено: 03.02.06 23:47. Заголовок: Re:
| |
|
|
|