ФОРУМ АЛЕКСАНДРА РОЖИНЦЕВА





Форум Александра Рожинцева
АвторСообщение
Администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.05 15:03. Заголовок: «Рано напоенный Божественными правилами и уроками». Памяти Святителя Афанасия Великого.


«Рано напоенный Божественными правилами и уроками»

Памяти Святителя Афанасия Великого (373)

Святой Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский (293-373) - ярчайший представитель Александрийской школы богословия (Восточная Церковь), самый сильный враг секты ариан, сподвижник и защитник христианства на Никейском Соборе (325), заложившем основы Символа Веры. Изучение Святого Писания та повлияло на него , что он предался подвижнической жизни и тем еще в молодых летах обратил на себя внимание Архиепископа Александра. Прославился еще будучи дьяконом в г. Александрии (319) как строгий аскет, а позднее и покровитель египетского монашества.
С 328 года он избран главой Александрийской Церкви, но позднее был вынужден покинуть кафедру, а вернувшись в 332 году по проискам врагов - ариан, был оговорен пред императором Константином Великим и осужден на Тирском Соборе - “за злоупотребление епископской властью, связь с врагами империи, обременение народа налогами и т. п.” и отправлен в изгнание в далекий город Трир (335). Недолгое возвращение сменилось новой опалой и изгнанием на Запад, где он стал душою и оплотом Православия (339-346 гг.). С начала разгрома Православия на Западе (350-е годы) арианами Святитель Афанасий скрылся в пустыне у монахов (356), откуда продолжал свою литературную борьбу с сектантами. После возвращения и нового изгнания из Александрии с 365 года оставался главой этой Церкви до самой смерти. Всего Святитель пробыл 20 лет в изгнании.
Всего, как сказано в его житии, он пять раз изгонялся еретиками арианами из Александрии. Но, умирая в 373 году он, вопреки раздиравшим Церковь распрям, смело смотрел в будущее и был уверен в торжестве Православия.
Им написано исключительно важное в истории монашества “Житие Антония Великого”, а также Толкование на Псалмы, Два слова против язычников, 4 слова против Ария и множество посланий в защиту Православия. Аскетическая настроенность не мешала ему быть остроумным, находчивым и живым египтянином, искусным политиком. Сочетал в себе ясный и острый ум, пламенное увлечение истиной, непреклонную верность и природную властность. Но последняя умерялась благостью и трогательной нежностью к тем, кого он хоть раз полюбил, в этом свойстве и значительная доля его успехов.
Святитель Афанасий Великий предвосхитил многое, в том числе и равенство Святого Духа первым двум ипостасям. Память великого Святителя христианская Церковь чтит 18 (31) января и 2 (15) мая.

О грехопадении человека

О власти тления, разрушения и духовной слепоты, как трагедии грехопадения говорили многие богословы первых веков. Это падение человеческой природы продолжается до сих пор и приводит нас к еще большему отвращению и ослушанию Бога, о чем и писал подвижник и основатель монашества Святитель Афанасий Великий: «...человек остановился мыслью на несущем и вообразил его», «совратясь с пути и став вне себя. Закрыто толпою многих телесных вожделений, и находящееся в ней своего рода зерцало, в коем могла она видеть Отца», душа человеческая ослепла: «видит лишь чувственное». Созданный свободным, человек свободно «вознерадел», т. е. стал стремиться к ближайшему - «начал рассматривать себя самого и наслаждаться собою». Отвратившись от Единого, он «уклонился во многое и различное»; и «носится мыслью по многим вещам»», кружась и шатаясь, словно пьяный, видя не видящий. Это и есть переход от бытия к небытию, тление и вызванное самим человеком «проклятие» смерти. Оно со временем приближения Страшного Суда растет и множится. Но данная Творцом человеку возможность искупления грехов ограничена временем - земной жизнью. На вопрос почему Святитель Афанасий Великий говорил, что Бог мог снять с человека «проклятие смерти», но тогда бы человек пал опять и, научившись переступать закон, пал бы еще ниже. И снова бы возникла потребность в прощении, и «продолжалась бы до бесконечности, а люди бы все оставались виновными, раболепствуя греху».

О спасении человека

Каков же путь избавления от греха? Для спасения человечества необходима была справедливая «жертва» праведника Иисуса, «искупление греха» и «выкуп». Эта жертва должна была стать и освобождением от смерти - «прививкой человеческому естеству истинной жизни. Человеческое естество должно было восстановиться в первозданное свое состояние и даже в лучшее: так, чтобы истинно - ненарушимо обожиться, чрез причастие Богу Слову (Творцу), через Богоусыновление», т. е. через приобщение к христианству и Церкви.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


Администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.05 15:03. Заголовок: Re:


Эту мысль выражали первые Святые Отцы Церкви* - великие христианские учителя. Однако, оглянувшись вокруг мы увидим, что ни установление, ни рождение Церкви, ни явление миру Бога-Сына Иисуса Христа не только не спасли все человечество и не остановили грехопадения, но и напротив, усилили его для одних людей, выбравших путь низпадения в пороки и преступления, а для остальной части людей и рождение Спасителя Иисуса Христа и становление Его Церкви стало единственным спасением. Но человек и сейчас, как когда-то и на заре основания христианства, отказывается от него, ищет иной, иногда мистический путь спасения.

*Святые Отцы Церкви употребляли термин “мистический” в приложении к познанию и созерцанию Бога. Однако значение этого слова в трудах богословов несколько иное, чем принято понимать его сейчас и обозначает “таинственный”, выражая само содержание созерцания, каковым являются именно тайны. Созерцание здесь следует понимать как особое индивидуальное переживание верующего, по мере общения его с Богом - богоощущение. Наиболее яркими представителями мистического общения с Богом были Святые Апостолы Павел и Иоанн Богослов. Но если в христианстве под мистическим общением с Богом подразумевалась всепоглощающая любовь к Богу, восхищение сердца, то высшей целью гносиса было гордое обожение (соединение) с Богом, спекулятивное и нравственно-практическое изучение мира, интуитивное познание высшего мира и пренебрежение тварным миром. Мистический гносис есть искупление человека, освобождение его от уз материи (тела) и приготовление его к богоподобному жительству в мире тайны. Этот путь ближе к ведению особого рода: к заклинаниям, волхованию, магическим обольщениям, особым молитвам и созерцанию, минуя обычные знания. И хотя созданная гностиками религиозная анархия с победой Христианства пошла со II века на убыль, само тайноведение имело еще глубокие корни. В первые столетия Христианства Церковь не отвергала гносис, но укрощала его стремление войти в нее, через ереси отдельных богословов. В той или иной степени под влиянием мистических настроений оказались яркие представители Восточной Церкви; Святые Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Макарий Великий, Дионисий Ареопагит, Исаак Сирин и Максим Исповедник. Из более поздних мистиков-богословов Восточной Церкви ими стали Симеон Новый, Григорий Синаит, Григорий Палама и Николай Квасила.

О Боге

Первоначально, говорили ученики Святых Апостолов – апологеты, Бог был один. Он, по учению Святого Иустина Мученика не был «алогичным или бессловесным», но в Себе самом обладал Своею «словесною мощью – внутренним Словом Божьим», дабы стать и «Словом произнесенным», или «внешним»: «Ранее всех созданий породил Бог из Себя самого некую Словесную Силу, которая …называется иногда Мнением Господа, иногда – Мудростью, иногда – Ангелом, иногда – Богом, иногда Господом и Словом; иногда именует она себя самое Архистратигом».
Через Слово Бог сотворил мир и чрез Него же раскрывает Себя миру в творении и в Богопостигающем сознании людей, даже язычников.
Жизнь мира и есть раскрытие в нем Бога Отца через Слово…
В Богоучении защитника христианства Святителя Афанасия Великого (293 – 373 гг.) впервые с полной ясностью раскрывается Бог как Личность. Не человеческая ограниченная личность, которую искали язычники, лжеименные гностики и сектанты, но абсолютная Личность, как Божия Ипостась. “Именно Святитель Афанасий открыл истинный смысл христианского учения о мире (космологии) и спасении (сотериологии), возродил исконную, но затуманенную радость христианской жизни – в сознании безпредельно и свободно изливающейся на мир Божьей Любви и свободы” (здесь и далее из книги Л.П.Карсавина “Святые отцы и учители Церкви”., 1926 г.)
По учению Святителя Афанасия все создано Отцом через Слово в Духе Святом: «Мановением и силами начальствующего и владычествующего во вселенной Божьего и Отчего Слова вращается небо, движутся звезды, восходит солнце, кругообращается луна, озаряем воздух солнцем, согреваем эфир, веют ветры, горы подъемлют ввысь вершины свои, земля, неподвижно пребывая, плоды приносит, человек возникает, живет, умирает». На всем лежит «некий отпечаток и подобие Образа Божьего»; и «являемая в нас мудрость» - «образ истинной Божьей Премудрости».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.05 15:04. Заголовок: Re:


О Богопознании

О взаимоотношениях Бога-Отца и человека Святитель Афанасий Великий писал: «Какая польза быть сотворенным и не знать Творца своего»! И «как люди могли быть словесными, не зная Слова Отчего, коим сотворены. Если бы не познавали они ничего, кроме земного, ничем бы не отличались они от безсловесных. И для чего создал их Бог, если не восхотел Он, чтобы они Его познали!» Весь человек, все его духовно-душевно-телесное естество, должен был причаствовать Богу, быть с Ним неразрывно, т. е. обожиться. И «дабы вселенная не разрушилась и снова не разрешилась в небытие», Бог даровал человеку тем же Словом Своим, общение с Собой – создал его «по образу и подобию Своему». Бог особым образом соединил со Словом человеческую душу, не просто согласовав их, но срастворил, если под срастворением не разуметь изменения Божией Природы или превращения Ее в человеческую. Это – “полное единство человека с Богом, но без нарушения их разсущности, и полная различность без нарушения единства”.
В отношении же к самому человеку, по Святителю Афанасию Великому, Богопричастие – согласованность или гармония его естества; власть духа над душой и души над телом: «Творец …сотворил» род человеческий по образу Своему …и чрез уподобление его Себе соделал его созерцающим и познающим Сущего, даровав ему мысль и ведение о Божией вечности, дабы человек …никогда не удалял от себя представления о Боге и не отступал от жития со святыми… Ни в чем не встречая препоны к Боговедению, человек в чистоте своей непрестанно созерцает Образ Отчий, Бога Слово, по образу коего сотворен, и повергается в изумление, когда уразумевает Отчее промышление обо всем чрез Слово, возносится мыслью выше чувственного …силою ума касается Божественного и умного на небесах. Когда ум человеческий не занят телесным и когда не примешивается к нему вовне возбуждаемое внешним вожделением, но когда весь он …собран в самом себе, как было в начале, тогда, перейдя пределы чувственного и всего человеческого, царит он в горних и, взирая на Слово, видит в Нем Отца, услаждается в созерцании Его и обновляется в любви к Нему».
Но чтобы стало возможным обожение – соединение с Богом, по учению Святителя Афанасия Великого необходимо было Боговоплощение. Слово Божие должно быть не тварью, не полубогом, но самим единым истинным Богом, таковым был Иисус Христос – самим Словом, «ославляющим» человеческую плоть.

О Сыне Божием

Он – совершенный человек, по человечеству, по плоти единосущный нам; и «приобщаясь телу Господа, все мы делаемся единым телом и в себе имеем Бога единого». Но Иисус Христос – и Бог, «Бог во плоти сущий», единосушие с коим «по сущности Божества» для нас невозможно. Так по примеру Апостолов в раннехристианском богословском творчестве была выражена догма о втором лице Троице – Сыне, который, по учению Святителю Афанасия Великого «соделался плотью, не обратившись в плоть, но так, что ради нас принял плоть и соделался человеком».
По Святителю Афанасию Великому Логос «пришел на обитание в Святую Деву Марию, а с Ним пришел Дух Святой; и в Духе создал и образовал Себе Логос тело». По сущности оно было нашим, человеческим телом, значит, и телом всякого человека; почему Логос «все боготворит и животворит», обитая во всех своих «сотелесниках», подобно обитанию Своему в Адаме. Но Иисус отличен от всякого из нас; в Нем Логос «вселился в одно из подобных нашему тел», стал «братом нашим по подобию тела». И в Иисусе Логос является не так, как во Святых и Пророках, в чем «не было ничего особенного», а преимущественно и по-особому: так, что лишь через Иисуса Христа причастны мы Слову и «не Он созидается, но мы в Нем созидаемся».
Тело Иисуса всецело и неотложно соединено со Словом. Оно «не могло остаться мертвым, ибо соделалось храмом жизни. Поэтому, хотя и умерло оно, как смертное, оно силою обитающей в нем Жизни ожило».
Логос пронизал человеческое тело Иисуса, как огонь: «Облекся Спаситель в тело, чтобы по привитии тела к жизни не оставалось оно долее в смерти, но, как облекшееся в бессмертие, по воскресении пребывало бессмертным». И потому Богочеловек - «корень» начало нашего спасения и обожения – единства с Богом, какое возможно только без слияния сущностей. Сын – Христос – основание нашего Богобытия и Боговедения, в Нем и через Него это только возможно.
Святитель Афанасий Великий, «рано напоенный Божественными правилами и уроками» (слова Святителя Григория Богослова – прим. Автора), пояснял отношение Отца к Сыну, как отношение мощи, силы к действительности и энергии: «Сын – образ и сияние Отца, начертание и истина Его. Если есть свет, есть и образ – его сияние; если есть сущность (ипостась), есть и всецелое начертание ее; есть Отец – есть и Истина (Сын)». Утверждать, будто Бог когда-то был без Своего Слова, значит воображать «свет без луча» или «источник безводный и сухой». «Такой источник уже не источник; не источник уже – из себя не источающий».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.05 15:05. Заголовок: Re:


Святитель Афанасий активно утверждал единство Троицы и полную и равную Отчей Божественность Сына, который есть Сын собственной сущности Отца и “Отцу соприроден».
Воля Отца не предшествовала бытию Сына, кому Отец все передал и Который Сам есть «живущая воля Отца, в ней же все соделалось». И «единая воля в Сыне из Отца, почему и отсюда усматривается, что Сын в Отце, и Отец в Сыне».
Бог волит, любит, действует через Логоса и в Логосе. Логос же действует в Духе. Конкретная деятельность Сына есть и деятельность Духа. Поэтому «равночестен Отцу и Сыну Дух Святой», «посылаемый» и «даруемый от Отца через Сына» и в Сыне.

О существе зла

Существо зла или греха по словам Святителя Афанасия Великого заключается в удалении от Бога, абсолютного Блага и единственного блага для человека и сосредоточении на самом себе как на тленном и плотском. Отвратившись от Бога, человек обратился к своей телесности, стал созерцать себя и впал в самовожделение, взыскуя «тлен и тьму». Это стало возможным, потому что «существо сотворенное как происшедшее из ничего само по себе – нечто текучее, изменчивое, смертное». Это свободное удаление – отказ от единственного и абсолютного блага для человека – любви и есть проявление воли, характера или «эго» человеческой природы, что именуется ложным самоутверждением твари.
Однако по свидетельству Святителя Антония Великого древнее зло не может быть новым добром, а бывший начальник зла (сатана) не может начать добрые дела, ибо насытившись в гордости, не может смириться в покаянии и обрести милость от Бога.
Покаяться для зла также невозможно, как человеку стать на земле безсмертным Ангелом. Но в отличие от демона и беса, человек может быть прощен и освобожден Господом от оков зла, ибо способен покаяться в содеянных перед Богом нечестивых деяниях. Падшие ангелы этого уже не в силах сделать, ибо прощены быть Творцом не могут.
Создатель любит нас, людей грешных и падших более чем Ангелов, ибо наша душа безсмертна и недосягаема для них, ибо только человек создан по подобию Божьему. Зная об этом зло всячески разрушает святую любовь человека к Богу, к себе подобному, к миру – творению Божьему, к природе и т. д.
С особым остервенением нападают злые духи на человека, мстя нам за свое же низпадение от Творца и его любви. Стараясь еще более втянуть нас в первородный грех – причину грехопадения, падшие духи, движимые ненавистью и завистью к человеку, натравливают его, вселяют в него гнев, раздражение и бездну других грехов.
Такое непримиримое действие против Бога и человека и не позволяет Создателю простить и помиловать злые силы и их начальника.


Александр Рожинцев
31 января 2005 г.
г. Санкт-Петербург


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет





Нижегородское отделение Р.И.О. Барнаульское отделение Русского Имперского Ополчения Центральный сайт Русского Имперского Ополчения Петербургское отделение Р.И.О.

Бразильское отделение Р.И.О.

Основной ФОРУМ Р.И.О.


Rambler's Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU